Вы просматриваете: Главная > Про Абхазию > Абхазское гостеприимство часть I: отношение к гостю

Абхазское гостеприимство часть I: отношение к гостю

 Легендарное кавказское гостеприимство – явление, корнями уходящее в глубь веков; для абхазского народа оно является обязательным священным законом. Человек может иметь сколь угодно широкий набор добродетелей, но если в этом наборе нет хлебосольности и гостеприимства, то он никогда не завоюет подлинного уважения.

Вторую часть статьи найдете по ссылке

 Абхазское гостеприимство, как заметил известный историк Дм. Бакрадзе еще в XIX веке, походит на «гостеприимство времен Гомера». Хозяин непременно ставит на стол всё, что имеется в доме, и ухаживает за гостем с «известным церемониалом», как примерно в тот же период отмечал Г. Рыбинский. Он же говорил о «чисто французской» вежливости и предупредительности абхазов.

 Согласно устоявшимся понятиям абхазского народа, гость не имеет права предлагать деньги или какую-либо иную плату за приём и услуги. Это может серьёзно оскорбить хозяина. В любое время можно погостить у каждого, но только в качестве гостя, и к его услугам будет всё, что имеется в доме. Будет сделано всё возможное, чтобы гость хорошо отдохнул и провел время. Если хозяин не имеет достаточно средств или сил, ему помогут соседи.

 А.И.Мостков, проработавший в Абхазии сельским врачом много лет, знаком с абхазским радушием не понаслышке. Еще в 1944 году он описал его в самых лестных словах. С тех пор мало что изменилось: как бы сильно вы ни спешили, без угощения вам не уйти. Иногда оно затягивается и принимает характер пиршества с тостами и речами, при этом статус гостя не имеет значения. Даже бездомные бродяги, странствовавшие в те времена из Сухуми в Новороссийск и обратно, находили там радушный приём. Абхазы кормили их и давали вдоволь вина, ничего не требуя взамен.

 Церемониал гостеприимства

 Гость может зайти в любой дом как по приглашению, так и без него. В первом случае существует целый ритуал. Для хозяина дома прибывший гость – самый дорогой человек, приносящий счастье и благодать. Гость обязательно приветствует хозяина первым. Самый старший из семьи хозяев отвечает своим приветствием, следом тёплые слова произносят другие старшие члены семейства. И это вовсе не пустая формальность. Несоблюдение приветственного ритуала может не на шутку обидеть его участников.

 Далее женщины из хозяйской семьи совершают ритуальное движение вокруг головы дорогого гостя, как бы забирая себе его недуги, и целуют того в плечо. В ответ гость дарит им предельно лёгкий поцелуй в лоб или голову. В прошлом подобные церемонии не были столь популярны. Поцелуи, обнажение головы и рукопожатия лишь относительно недавно стали входить в привычку.

 Раньше для гостей строился отдельный дом. Ныне их принимают в лучшем, специально отведенном помещении. Называется оно так же, как ранее назывался гостевой дом – «асасааирта», что в переводе на русский означает «место, куда приходят гости».

 После приветствия гость приглашается внутрь. Но кто должен войти первым? Вообще-то, это право давно закреплено обычаем за старшим хозяином, но он никогда не торопится им воспользоваться, уступая его посетителю. Начинаются долгие взаимные уговоры, которые обычно заканчиваются тем, что хозяин таки заходит внутрь первым. Следом идет гость, далее – остальные приглашенные, входящие по очереди с учётом близости родства и старшинства.

 За столом гостя усаживают на почетное место. Хозяева, даже глава семьи, садятся не сразу: пока не присел гость, не должны садиться и остальные, в том числе и самые старшие. Те же, кто помоложе, могут и вовсе не присесть за стол, несмотря на все уговоры гостя. Это считается проявлением глубокого уважения, как и вставание при каждом появлении постороннего взрослого человека.

 Согласно абхазским правилам поведения, нужно обязательно встать, когда заходит человек, иначе это будет проявлением неуважения и даже оскорблением. Причем встать должны и хозяева, и гости, и даже в том случае, если вошедший уже был в помещении и недавно вышел. Правда, если вошёл кто-то из своих младших, старший вставать не обязан.

 Гость как центр внимания

 Сколько бы ни длился период пребывания человека в доме хозяина – день, два или больше – гость всегда окружен вниманием. Его будут занимать беседами члены семьи, ближайшие родственники и соседи, особенно если речь идёт о дорогом человеке, прибывшем издалека. А тем временем молодежь и женщины будут готовить на кухне угощение. Если для застолья надо зарезать барана, курицу или другое животное, то это делается незаметно, чтобы гость, согласно обычаю, не стал уговаривать хозяев не утруждать себя.

 В доме, где живет гость, всегда будет царить порядок. Семейные ссоры, шалости детей, громкие споры откладываются на будущее. Молодежь и дети, как и женщины, не обязательно присутствуют при развлечениях и отдыхе гостя. Лучшая еда, лучшее место за столом и, например, перед телевизором, лучшая кровать – всё предназначено гостю.

 Одна из священных обязанностей хозяина по отношению к гостю – защита его чести, имущества и жизни практически любой ценой. Если же гость злоупотребляет своим исключительным положением и позволяет себе лишнего, хозяева относятся к этому максимально лояльно. Однако подобные случаи чрезвычайно редки: отношения между гостящими и хозяевами обычно чрезвычайно уважительны. При этом вопросы о том, откуда гость приехал, куда и зачем держит путь, считаются неуместными и неделикатными.

 В глазах абхаза нет такой просьбы гостя, выполнение которой было бы для хозяина унизительным. При этом разница положения в обществе не играет никакой роли. Лишь крошечные нюансы отличают приём более почётного и дорогого человека.

 Главнейшую роль в ритуале гостеприимства играет угощение – ачеиджика, хлеб-соль на абхазский лад. В каждой семье есть запасы продовольствия, припрятанные специально для нежданных гостей. Куры и другие животные не режутся, а ожидают подходящего случая, даже если хозяева сами давно не видали мяса на столе. Это так называемая «доля гостя» (асас иху). На хозяине лежит главная обязанность подать к столу основное блюдо – мясо и вино. Если вина недостаточно, его не пьют в обычные дни, а хранят для гостей, а если напитка нет – покупают или одалживают у соседа.

 Скотину редко режут для себя – приберегают для особых случаев. Если же ее нет, она спешно приобретается, желательно незаметно для гостя, которому уже потом показывается, часто как бы невзначай, свежеотрубленная голова. Делается это для того, чтобы человек убедился в том, что скотина была только что зарезана в его честь. А иначе не в меру щепетильный гость может обидеться, если узнает, что его потчуют мясом животного, зарезанного по другому поводу.

 Даже если гость не употребляет мясо, хозяин выполнил свой долг и может быть доволен собой. Самым уважительным же и почетным для обеих сторон считается зарезать быка. В общем, все лучшее, что есть в доме, должно быть поставлено на стол, ибо укрытое от гостя считается принадлежащим дьяволу.

 Продолжение следует…


Оставить отзыв